Комсомольский муниципальный округ

ГЛАВНАЯ ПОЕЗДКА СЕИДЗАДЫ-ХАДЖИ

Ежегодно миллионы мусульман со всего мира устремляются в город Мекку Саудовской Аравии, чтобы совершить хадж-поклонение Аллаху. Паломники временно отрешаются от всего мирского, облачаются в ритуальное одеяние и посвящают себя Богу. В числе мусульман, совершивших хадж в этом году, — имам мечети села Чичканы Комсомольского района Сеидзада Гимаев. Сеидзада-хаджи (так паломников почитают после совершения хаджа) любезно согласился рассказать нам о поездке в Саудовскую Аравию.

 

— Сеидзада Мингалиевич, не пугала вас дорога дальняя? Как доехали?

— Не один же я съездил. В Казани есть фирма, которая организовывает паломничество в Мекку. Она же заказывает единую форму: легкую куртку для мужчин, халат и брюки для женщин. Желающих лететь через Казань собралось около 600 человек. Наш самолет приземлился в городе Шардже Объединенных Арабских Эмиратов. На автобусах доехали до города Дубай. Оттуда почти трое суток добирались до Мекки. Вокруг только пустыня и никем не охраняемые овцы и верблюды. Чтобы животные не могли выйти на дорогу, она по всей длине с двух сторон ограждена. В обе стороны четырехрядное движение, никаких знаков ограничений. За три дня в пути не встретили ни одного полицейского. Видимо, еще в аэропорту Казани простыли, на второй-третий день многие из нас закашляли.

Приехали в город Эт-Таиф, который является оазисом в пустыне. Там мы вступили в священное состояние ихрама — облачились в белые одеяния. Одеяние мужчин-паломников состоит из двух кусков белой несшитой материи — одним куском покрываешь верхнюю часть тела, вторым — нижнюю. За 85 реалов (на наши деньги около 700 рублей) я купил зимний вариант одеяния. Он напоминает две махровые простыни.

— Чем вас удивил город Мекка?

— Он расположен в горах. Каждое ущелье — отдельная улица с односторонним движением в четыре ряда. Почти каждый дом — частная гостиница. Хозяева живут в так называемом престижном районе, где каждый состоятельный араб имеет свой квартал с несколькими домами. Араб может иметь до четырех жен. У каждой свой дом, хозяйство, но дети всех жен считаются отцовскими. Ни на одной из улиц не видел работающей женщины. Там и представить слабый пол в рабочей спецовке невозможно. Женщины хозяйство ведут, детей воспитывают. В ресторанах, магазинах, на улицах и во дворах везде работают мужчины, в основном приезжие. Даже кассирами. Улицы города — это сплошные торговые ряды. Товар весь разложен и развешан на площадке перед магазином. Сам продавец сидит в помещении. Выбираешь товар и заходишь к продавцу торговаться. Уходя на намаз, торговцы оставляют товар, просто прикрыв полотенцем. Воров нет.

Руководители групп сразу же предупредили нас: увидите на дороге деньги или вещи — лучше не поднимайте. А возьмете что-то вам не принадлежащее — хадж будет считаться недействительным. В Мекке нигде не продают спиртных напитков, даже пива. На границе Объединенных Арабских Эмиратов кинологи с собаками проверяют, не везешь ли ты с собой наркотики, спиртное, взрывчатые вещества. Нельзя ввозить также свинину.

Мы разместились в одной из частных гостиниц. На этажах — по четыре маленьких комнаты, два туалета, кухня, душ. В комнатах ни столов, ни стульев, даже вешалок нет. Вентилятор огромный висит, кондиционер холодный воздух гонит. На окнах только сетка от мух и створки солнцезащитные.

— Где и чем питались?

— Россияне привыкли рассчитывать на себя. Все везли продукты в сумках. Мне говорили, что с питанием проблем не будет: подвозят на машине и раздают паломникам. Поэтому дорожную сумку едой не набивал. Хорошо, сестра, проживающая в Казани, заставила взять дозволенную паломникам пищу. В дороге пригодилась. А в Мекке два раза в день в ресторан ходил, на ужин покупал лепешку.

С машин паломникам раздают только воду и лепешки. А я не привык стоять с протянутой рукой.

— Расскажите о некоторых ритуалах хаджа.

— По прибытии в Мекку совершается приветственный обход (семь кругов) Каабы (куба). Утром облачились в ритуальное одеяние и на своих же автобусах поехали в Мину — палаточный городок, занимающий площадь размером десять квадратных километров. К началу ритуала хаджа все три миллиона паломников переехали туда. День прошел в молитвах. Следующий до заката солнца провели в долине Арафат, а утро встретили на горе Муздалифа. По правилам всю ночь надо читать суры из Корана, но не каждый это выдерживает. Подложив молитвенник под голову, паломники пытаются вздремнуть хотя бы пару часов. А на горе ночью прохладно, просыпаешься — весь дрожишь.

После утренней молитвы снова вернулись в Мину — на ритуал жертвоприношения. От имени каждого паломника режут одного барана. Делают это специально нанятые рабочие. Нас было 600 человек — за 600 баранов и заплатили деньги.

— Откуда столько баранов и куда потом девают мясо?

— Их привозят на огромных машинах — покупай сколько надо. По условиям хаджа, мясо надо раздавать бедным и нищим. Небольшую часть баранины съедают сами паломники, все остальное как милостыню отправляют в слаборазвитые страны, в основном — африканские.

Нам на 600 человек выделили мясо 47 баранов. Для двенадцати паломников своей палатки баранину варил я. В чайнике. Другой посуды не было. Каждому досталось по маленькому кусочку мяса и полстакана бульона. Ведь обряд этот совершается не ради того, чтоб наесться.

В тот же день еще до праздника жертвоприношения начинается ритуал забивания камнями шайтана. В 2-3 километрах от палаточного городка находятся малая, средняя и большая ямы, в середине которых стоят столбы. В первый день семь камней надо бросить в большой столб, на второй и третий — в каждый из трех столбов. Все это надо делать в строго определенное время. Пожилые могут попросить молодых помочь им. Это не возбраняется.

— В какую сумму обошлась поездка?

— В 50 тысяч рублей. Копили долго. Всей семьей.

— Что испытывает мусульманин после совершения хаджа?

— Счастье и радость. Пользуясь случаем, мы съездили и в Медину, еще один священный для мусульман город. Это уже после выхода из состояния ихрама. Намаз в мечети Медины равняется тысячам намазов в обычной мечети.



"Советская Чувашия"
09 февраля 2006
00:00
Поделиться