Комсомольский муниципальный округ

В Чувашском государственном театре оперы и балета состоится юбилейный вечер народной артистки Чувашии Елены Галкиной

15 ноября в Чувашском государственном театре оперы и балета состоится концерт, посвященный юбилею народной артистки Чувашской Республики Елены Галкиной.

От артистки хора до мастера сцены – таков творческий путь народной артистки Чувашии Елены Галкиной, уроженки  деревни Нижние-Бюртли-Шигали Комсомольского района. Совсем юной выпускницей Чебоксарского музыкального училища пришла она в 1975 году в театр. После занятий в классе Ивана Калентьева – опытного солиста музыкального театра – Елена Галкина оказалась на театральной сцене. Б.С. Марков – легендарный режиссер, художественный руководитель театра доверил Елене Галкиной сольные партии Магдалены и Флоры в операх Верди «Риголетто» и «Травиата», Чагак в опере Ф. Васильева «Шывармань».

Все, что происходило в театре, было живо и интересно молодой артистке, родным коллективом  которой стал поначалу хор. Хор на оперной сцене вовсе не статичная субстанция – это живые люди, у каждого своя линия поведения, своя судьба. Либо дворяне, либо крестьяне, иногда те и другие  сразу, как в опере «Евгений Онегин». Когда в 1982 году эта опера, без которой трудно себе представить отечественный музыкальный театр, ставилась на чувашской сцене, в творческой жизни Елены Галкиной вновь наступил момент истины. Ее вокальные и сценические данные были оценены дирижером-постановщиком оперы Валерией Важоровым как высокие, и Елене была предложена сольная партия Ольги Лариной. Ветреную сестру главной героини Чайковский наделил низким женским голосом – меццо-сопрано. Непринужденно соединить в одном образе  кокетливость, легкомыслие, неспособность «к грусти томной» с низким и, как это ни парадоксально, именно томным голосом получается не у каждой актрисы. Елене Галкиной это удалось. Она упорно работала над ролью под руководством опытного режиссера Семена Лапирова, который добивался от игравших на сцене хороших манер, пластичных движений, аккуратных, завершенных поз. «Следует вести себя так, как будто вы с детства воспитывались гувернантками», – учил он исполнительниц женских партий. Из числа нескольких претенденток партию Ольги Лариной доверили петь на премьере именно ей – Елене Галкиной…

Следующий шанс исполнить сольную партию выпал ей на гастролях 1983 года в Калуге. Причина была банальна: заболела солистка, и нужно было срочно заменить ее, войти в спектакль, как говорят в театре. Давали «Царскую невесту» Римского-Корсакова. Понадобилась исполнительница партии Дуняши. Веселая песня Дуняши, пытающейся отвлечь свою подругу Марфу от тяжких дум, была Елене хорошо известна. Но одно дело знать, как слушатель, другое – петь самой! И Е. Галкиной пришлось за четыре часа вместе с концертмейстером выучить партию и… выйти на сцену. Выручили хорошая школа, хорошая память и хорошее самообладание. Нечаянная дебютантка была замечена калужскими зрителями, «мастерски сыгравшая роль» было написано в местной газете.

Георгий Геловани, ставивший в 1984 году «Фауста» на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета, увидел в Елене Галкиной… юношу Зибеля. Его партию в опере Гуно традиционно исполняет меццо-сопрано. Певица вжилась в образ пылкого влюбленного, с неподдельной грацией носила на сцене костюм и мягкий черный берет, какие надевали студенты средневековых европейских университетов. А самое главное, ее герой был чист и непосредственен в проявлениях своей любви к Маргарите.

В сценической работе молодой певице помогали не только режиссеры и концертмейстеры. Опытные солисты, такие как Алевтина Зинкина, Петр Заломнов, Анатолий Канюка, становившиеся в случае исполнения Еленой Галкиной сольных партий ее партнерами, охотно делились с ней секретами своего мастерства.

Сольные партии певица исполняла на гастролях и за пределами республики. Как солистка участвовала во всех без исключения Михайловских фестивалях.

Вокальный потенциал Елены Галкиной оказывался востребованным не только в сценических, но и в концертных работах. С успехом исполняла она труднейшую сольную партию меццо-сопрано в «Реквиеме» Верди, постановку которого в Чебоксарах впервые осуществил Шалва Мегрелишвили. Квартет солистов в 1992 году составляли Алевтина Зинкина (сопрано), Елена Галкина (меццо-сопрано), Василий Макойников (тенор), Юрий Мазун (бас).

Многократные выступления Е. Галкиной – артистки хора в качестве солистки подготовили ее переход в число солистов оперы. Дальнейшие сценические работы певицы были связаны в первую очередь с крупными оперными проектами театра – «Пиковой дамой», «Травиатой», «Трубадуром», «Риголетто», «Свадьбой Фигаро». Подлинной удачей заслуженной артистки Чувашии Елены Галкиной стала ее недавняя работа – роль Шинкарки в опере «Борис Годунов» Мусоргского. Ее Шинкарка из «смутного» XVII столетия, владелица харчевни на тревожной русско-литовской границе – луч света в драматичной атмосфере оперы. Сквозь приветливость и радушие хозяйки корчмы просвечивает желание одинокой женщины обрести опору жизни, хозяина в дом. Елене Галкиной удается передать не только текст роли, но и ее подтекст. Вокально убедительны ее ансамбли с Варлаамом (заслуженный артист Чувашии Михаил Мокшанов), Мисаилом (народный артист Чувашии Василий Васильев), Григорием Отрепьевым (народный артист РФ Анатолий Канюка, Дмитрий Семкин), тщательно сделанные под руководством дирижера Сергея Вантеева.

Солистка театра оперы и балета Елена Галкина любит сцену, и сцена любит ее. Она всегда в контакте со своими сценическими партнерами: солистами и хором. Но ее добрая энергия передается зрителям сразу, поэтому появление на сцене Елены Галкиной, прошедшей путь от артистки хора до солистки оперы,  никогда не остается не замеченным…

 

Минкультуры Чувашии



14 ноября 2008
00:00
Поделиться
;