Комсомольский муниципальный округ

Материнский капитал и налоги

Федеральными органами власти в настоящее время принимаются значительные меры по увеличению рождаемости в стране. Так, Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено право на распоряжение средствами материнского капитала в случае рождения (усыновления) с 1 января 2007 года второго, третьего ребенка или последующих детей.

Закон №256-ФЗ вступил в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 01.01.2007 по 31.12.2016.

Указанным законом предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у:

- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007;

- женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

- мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007.

Предусмотрев такую поддержку рождаемости, государство одновременно предусмотрело освобождение от налогообложения указанных сумм материнского капитала. Такое освобождение предусмотрено пунктом 34 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 2 Закона №256-ФЗ предусматривает выдачу лицам, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки, государственного сертификата на материнский капитал. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала для улучшения жилищных условий, получения образования ребенком, формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин.

У родителей детей, собирающихся использовать средства материнского капитала на улучшение жилищных условий и получение образования ребенком, возникает вопрос: вправе ли при этом родители воспользоваться имущественным и социальным налоговыми вычетами, установленными статьями 219 и 220 Налогового кодекса Российской Федерации?

В связи с этим указанным лицам необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Вместе с тем, указанной статьей Налогового кодекса установлено, что социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Вместе с тем, указанной статьей Налогового кодекса  установлено, что вышеуказанный имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 20 настоящего Кодекса.

Таким образом, в случае использования вышеуказанными лицами  средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий и получения образования ребенком данные лица не вправе воспользоваться имущественным и социальным налоговыми вычетами, установленными статьями 219 и 220 Налогового кодекса, на сумму  средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки  семей, имеющих детей.



01 июля 2009
00:00
Поделиться
;