Не подражайте ребенку, учите ребенка говорить правильно

Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращенную к нему речь. Обычно родители интуитивно находят приемы, облегчающие ребенку понимание речи окружающих. Показывая игрушки или какие-либо предметы, они называют их («Вот кукла», «Вот мячик») или предлагают ему показать, где часы, где машины, где стол. И в ответ на это большинство детей в возрасте примерно около года уже сами произносят первые слова: «би-би», «мама», «папа». А к двум годам в их речи появляются первые фразы. И надо с самого начала приучать ребенка внимательно относиться к тому, как он говорит, точно выражать свою мысль, подбирая нужные слова. Если он ошибается, надо его поправить, изложив сказанное в правильной форме, и предложить ему повторить.
Считается - и справедливо, - что развитию речи способствует чтение ребенку книг. Но не ограничивайтесь только этим. Чтобы научить ребенка общаться, надо, рассказывая ему ту же сказку, вовлекать его в беседу, побуждать не только слушать, но и спрашивать, высказывать свое отношение к тому, о чем идет речь. И вообще не стоит слишком много читать ребенку до 2-3 лет, так как воспринимать читаемый текст ему гораздо труднее, чем рассказываемый. К тому же, рассказывая, вы сможете наблюдать за реакцией ребенка и, если нужно, замедлять темп речи, изменять интонацию, прислушиваться к репликам ребенка, оценивать их: либо соглашаться с правильными высказываниями, либо уточнять неверно понятое. Одновременно с усвоением речи у малыша должны сформироваться и навыки так называемого речевого поведения. А это значит, его надо приучать вовремя включаться в разговор, не перебивать собеседника, внимательно вслушиваться в содержание разговора, перестраиваться, когда меняется тема. Конечно, насколько успешно и быстро освоит он эти навыки, зависит от типа нервной системы, темперамента, характера ребенка. Но это во многом зависит и от того, какое влияние оказывают на ребенка взрослые, воспитывают ли у него выдержку, волю, умение вступать в разговор. Если не следить за речью ребенка, не помогать постепенно ее осваивать, могут возникнуть различные дефекты. Если дефекты речи не исчезают к 4-5 годам – значит, ребенок нуждается в специальных упражнениях. Правильному произношению иногда мешает и дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратится к ортодонту.
Родители легко могут определить, достаточно ли подвижен язык ребенка, может ли он совершить большой объем движений (вверх-вниз, вперед-назад, быстро щёлкать), хорошо ли развита подъязычная связка, или, как её ещё называют, уздечка. Если уздечка очень короткая и ребенок не может поднять язык к нёбу, советуем обратиться к отоларингологу или к логопеду. Подъязычная связка играет большую роль при произнесении звука «р», а также «щ», «ш», «ж», «л». Спешить с её подозрением не следует, так как она эластична и, если ребенок будет выполнять специальные упражнения, может растянуться.
Иногда ребенок неправильно произносит звуки из-за частичного отсутствия зубов. Но не надо ждать, когда зубной ряд восстановится. Если необходимо, начинайте заниматься сразу.
Помните, что, разговаривая с ребенком, нельзя копировать его дефектное произношение. Будьте внимательны к себе: ребенок подражает взрослым и может перенять небрежность, торопливость, нечеткость вашей речи.
Учитель-логопед МОУ «Центр диагностики и консультирования» Т.Н. Герасимова