Если ребенок заикается: советы учителя-логопеда
Ни одно из речевых расстройств не переживается так мучительно, как заикание. Оно проявляется в судорожных задержках речи, нарушающих ее плавность и мешающих ребенку высказать свою мысль, сопровождается тяжелым для него состоянием. Особенно трудно такому ребенку произносить первое слово предложения - начать говорить.
В тяжелых случаях во время речи у ребенка появляются подергивания лица, головы, рук, ног. Заикание чаще всего возникает в возрасте от двух до пяти лет, когда нервная и речевая системы еще не окрепли, поэтому их функции легко нарушаются неблагоприятными условиями. При болезненном состоянии нервной системы для появления заикания иногда достаточно действия даже не очень сильных, но необычных, неожиданных или длительно действующих раздражителей.
Возможно заикание детей и вследствие задержки развития речи или плохого произношения некоторых звуков. У иных детей оно происходит от чрезвычайно быстрой речи. Разнообразные инфекционные заболевания также могут быть причиной. Встречаются случаи заикания по подражанию или в результате несогласованности в требованиях родителей. По наследству оно не передается, могут передаваться лишь особенности нервной системы, предрасполагающие к его возникновению.
Если родители заметили, что ребенок начинает заикаться, повторяет звуки и слоги, необходимо выяснить и устранить причину, успокоить, приласкать, не говорить ему и при нем о появившемся у него заикании, вообще он не должен даже слышать этого слова. В случае, если кто-нибудь ребенку об этом скажет, следует подчеркнуть, что это только небольшие запинки от торопливости. Обязательно надо показать ребенка детскому врачу, который назначит необходимые процедуры и даст указания, как укреплять нервную систему. Передавая заикающегося в детский сад, школу, родители обязательно должны рассказать педагогу о характере ребенка, рекомендовать определенный подход к нему. Хорошо еще до начала учения познакомить ребенка с его будущим воспитателем или учителем.
Учащиеся обслуживаются школьными логопедами. Если ребенок посещает детский сад, школу или занимается у логопеда, то надо установить тесный контакт с педагогами, чтобы он получал со всех сторон согласованную помощь.
Заикание, как и всякое нервное заболевание, особенно если оно застарелое, поддается устранению очень медленно, часто дает вспышки, ухудшения и требует в тяжелых случаях двух- и трехкратного повторения курса лечения. К этому родители должны быть готовы. От них требуется большое терпение, только тогда они смогут помочь ребенку избавиться от этого тяжелого недуга. И еще один важный фактор: чем младше ребенок, чем скорее после появления заикания начинается логопедическая работа с ним, тем быстрее и лучше ее результаты, так как дефект еще не укоренился.
Учитель-логопед МОУ «Центр диагностики и консультирования» Т.Н. Герасимова