Комсомольский муниципальный округ

Если ребенок заикается: советы учителя-логопеда

Ни одно из речевых расстройств не пережи­вается так мучительно, как заикание. Оно про­является в судорожных задержках речи, нару­шающих ее плавность и мешающих ребенку вы­сказать свою мысль, со­провождается тяжелым для него состоянием. Особенно трудно такому  ребенку произносить пер­вое слово предложения - начать говорить.

В тяжелых случаях во время речи у ребенка появляются подергивания лица, головы, рук, ног. Заикание чаще всего возникает в возрасте от двух до пяти лет, когда нервная и речевая сис­темы еще не окрепли, поэтому их функции лег­ко нарушаются неблаго­приятными условиями. При болезненном состо­янии нервной системы для появления заикания иногда достаточно дей­ствия даже не очень сильных, но необычных, неожиданных или дли­тельно         действующих раздражителей.

Возможно заикание детей и вследствие за­держки развития речи или плохого произноше­ния некоторых звуков. У иных детей оно происхо­дит от чрезвычайно быст­рой речи. Разнообразные инфекционные заболева­ния также могут быть причиной. Встречаются случаи заикания по под­ражанию или в резуль­тате несогласованности в требованиях родителей. По наследству оно не передается, могут пере­даваться лишь особен­ности нервной системы, предрасполагающие к его возникновению.

Если   родители   заметили,  что ребенок  начинает заикаться, повторяет звуки и слоги,   необходимо выяснить  и устранить причину,  успокоить,   приласкать,  не говорить ему и при нем о появившемся у него   за­икании,   вообще   он    не должен   даже    слышать этого  слова. В случае, если кто-нибудь ребенку об этом скажет, следует подчеркнуть,  что это только небольшие запин­ки от торопливости. Обя­зательно надо показать ребенка детскому врачу, который назначит необходимые процедуры и даст указания, как ук­реплять нервную систему. Передавая заикающего­ся в детский сад, школу, родители обязательно должны рассказать педа­гогу о характере ребен­ка, рекомендовать опре­деленный подход к нему. Хорошо еще до начала учения познакомить ре­бенка с его будущим во­спитателем или учителем.

Учащиеся обслужи­ваются школьными лого­педами. Если ребенок посещает детский сад, школу или занимается у логопеда, то надо уста­новить тесный контакт с педагогами, чтобы он получал со всех сторон согласованную помощь.

Заикание, как и вся­кое нервное заболевание, особенно если оно заста­релое, поддается устра­нению очень медленно, часто дает вспышки, ухудшения и требует в тяжелых случаях двух- и трехкратного повторе­ния курса лечения. К этому родители должны быть готовы. От них тре­буется большое терпение, только тогда они смогут помочь ребенку избавить­ся от этого тяжелого не­дуга. И еще один важ­ный фактор: чем младше ребенок, чем скорее пос­ле появления заикания начинается логопедиче­ская работа с ним, тем быстрее и лучше ее результаты, так как де­фект еще не укоренил­ся.

 

Учитель-логопед МОУ «Центр диагностики и консультирования»  Т.Н. Герасимова



05 апреля 2010
00:00
Поделиться