Комсомольский муниципальный округ

О причинах речевых нарушений у детей

Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их  семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей,- напротив, с каждым годом все больше детей нуждается в помощи логопеда. В чем причина этого явления в наш просвещенный век? И что в связи с этим необходимо знать родителям?  

Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. 

Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе. 

Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей.   

Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам?

Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка.

Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами.  Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить. Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, Вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи.  Развивается ее грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка. Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» - этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте  и свою речь.

 

Учитель-логопед МОУ «Центр диагностики и консультирования» Т.Н. Герасимова



06 апреля 2010
00:00
Поделиться