Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Памятка для родителей
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.
Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
Будьте терпеливы.
Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов.
Давайте простые, понятные объяснения.
Спрашивайте у ребенка: "Что ты делаешь?"
На вопрос: "Почему ты это делаешь?" он ответит, когда подрастет.
Каждый день читайте малышу.
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
Поощряйте любопытство.
Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь вашему малышу!
Признаки психоэмоционального напряжения:
Трудность засыпания и беспокойный сон.
Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.
Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
Рассеянность, невнимательность.
Беспокойство, непоседливость.
Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.
Проявление упрямства.
Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).
Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).
Игра с половыми органами.
Подергивание плечами, качание головой, дрожание.
Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.
Повышенная тревожность.
Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка:
Манипулирование детьми.
Индивидуально-личностные особенности персонала.
Межличностные отношения детей в группе.
Враждебность окружающей среды.
Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.
Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
Неправильная организация общения.
Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
Неблагоприятные погодные условия.
Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка:
Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.
Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.
Отсутствие автономности.
Индивидуально-личностные особенности ребенка.
Патология физического развития.
Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий.
Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок все еще с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные переживания, предлагаем вам несколько советов, как наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе:
скажите ребенку уверенным доброжелательным тоном, что вам пора идти;
поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь;
продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему со словами типа: "Я вижу, у вас сегодня ожидается веселый день";
скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), но тогда уж будьте точны;
попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
Вы обязательно заметите уже через несколько дней, как снизится эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком.
Удачи вам!