Популярна ли сейчас лыковая обувь?
Всего лишь сто лет назад они были в каждой деревенской семье, а теперь стали в диковинку. При этом еще есть мастера, которые занимаются лаптеплетением и учат этому искусству молодежь. Наша съемочная группа побывала у них в гостях и узнала, для кого умельцы вяжут лыко и что им это дает.
В доме жительницы деревни Шурут-Нурусово Ольги Ершовой время будто замедлило свой ход. В плетеной колыбели хозяйка дома вынянчила детей. Теперь с раритетом играет уже младшее поколение. Хозяйка традиционно носит старинный костюм, а все свободное время посвящает плетению лаптей. Этому ее научил отец.
Анастасия Андреева, дочь мастерицы: «Во время войны одевать нечего было. Нужда заставляла вязать лапти, корзины, все что нужно в хозяйстве».
Два века назад пару лаптей можно было купить за три копейки, а самые грубые сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина это были большие деньги, поэтому кожаная обувь долгое время оставалась для них недоступной. Вот и обходились лаптями. Семья Ольги Федоровны продавала свои изделия, а на вырученные деньги покупала одежду. Спросом пользовались лыковые лапти. Они считались самыми прочными и мягкими и делались из липового лыка. Такую пару она может сегодня смастерить даже с закрытыми глазами.
Анастасия Андреева, дочь мастерицы: «Сейчас у нее очень много работ накопилось. Возит на выставки. Сначала в районе показывали, потом в Чебоксарах, сейчас находятся в Москве. Она и сегодня не любит сидеть без дела».
Больше тысячи пар лаптей сделал своими руками Виталий Андреев из деревни Старые Айбеси, это уже Алатырский район. В прошлом учитель физики, а ныне пенсионер, он превратил хобби в дело всей жизни. Сейчас он изготавливает лапти и для души, и на заказ. Недавно Казанский молодежный театр попросил мастера связать сотню пар для новой постановки. И Виталий Афанасьевич с вдохновением взялся за работу. Увидев по телевизору лапти Бурановских бабушек, попробовал сделать такие же. Уголки у этой обувки не круглые как у нас, а чуть заостренные. По праздникам мастер любит щеголять в своих изделиях. Говорит, лучшей рекламы и не придумаешь.