Комсомольский муниципальный округ

Вопрос-ответ от Прокуратуры

1) Будет ли конфликт интересов, если судебный пристав-исполнитель РОСП возбудил и ведет исполнительные производства в отношении своего отца?

 

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

В силу ст. 63 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства. При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель обязан заявить самоотвод. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя решается старшим судебным приставом или его заместителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе или о самоотводе, о чем выносится мотивированное постановление. В случае удовлетворения заявления об отводе или о самоотводе судебного пристава-исполнителя в постановлении указывается судебный пристав-исполнитель, которому передается исполнительное производство.

Согласно п.п. 11, 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Таким образом, наличие родственных отношений могло повлиять на объективность и беспристрастность исполнения судебными приставом-исполнителем должностных обязанностей при осуществлении своих полномочий, в том числе при возбуждении, ведении исполнительных производств и принятии решений об их окончании (прекращении).

По изложенным выше основаниям, на судебном приставе-исполнителе лежит обязанность по самоотводу и по уведомлению представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, в целях урегулирования данной ситуации.

 

2) Подписан закон о конфликте интересов в сфере госзакупок

 

Федеральным законом от 11.06.2022 № 160-ФЗ внесены изменения в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которыми урегулированы вопросы по конфликту интересов в сфере госзакупок.

Принятым Законом, в частности: - уточнены условия, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; - уточнен перечень лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ; - установлен перечень физических лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок в рамках Закона № 223-ФЗ; - закреплена обязанность члена комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии; - к руководителю заказчика, членам комиссии по осуществлению закупок установлено требование о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Кроме этого, документом определено, что заказчики будут получать информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2022 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок их вступления их в силу.

Положения о закупках, которые не соответствуют установленным законом требованиям, должны быть приведены в соответствие с этими требованиями, утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до 1 октября 2022 года.

 

 

3) В связи с установлением запрета на осуществление пассажирских перевозок лицами, имеющими судимость, внесены изменения в акты, закрепляющие требования к указанной деятельности

 

В связи с установлением запрета на осуществление пассажирских перевозок лицами, имеющими судимость, Федеральным законом от 11.06.2022 № 156-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Законом установлена необходимость предоставления в регистрирующий орган физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), а также ИП при внесении изменений в сведения о нем, содержащиеся в ЕГРИП, справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, в случае, если данное физическое лицо (ИП) намерено осуществлять вид предпринимательской деятельности, включенный в перечень, который утверждается Правительством РФ, в сфере перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта.

Также законом не допускается государственная регистрация в качестве ИП физического лица, которое намерено осуществлять перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта, в случае, если данное физическое лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, указанных в статье 328.1 ТК РФ, либо подвергается уголовному преследованию за эти преступления.

Кроме того, документом внесены изменения в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в части допуска отдельных категорий лиц к управлению общественным транспортом и осуществлению пассажироперевозок.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.

 

 

4) Что подразумевается под склонением к террористической деятельности, и какая ответственность предусмотрена за данные действия?

Ответ: В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О противодействии терроризму», Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 205.1, предусматривающей ответственность за склонение, вербовку и иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 («Террористический акт»), 206 («Захват заложника»), 208 («Организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем»), 211 («Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»), 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), 278 («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»), 279 («Вооруженный мятеж») и 360 («Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой») УК РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а также финансирование терроризма.

Под склонением к террористической деятельности применительно к ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации следует понимать убеждение другого лица в необходимости совершения одного или нескольких преступлений, перечисленных в приведенной выше статье. Способы склонения могут быть различными, включая применение психологического насилия.

Также запрещенной является «вербовка». Она представляет собой деятельность (подыскание, агитация, запись желающих и т. д.) по привлечению одного или нескольких лиц к участию в совершении хотя бы одного из перечисленных в статье 205.1 УК РФ преступлений. При вербовке исключается применение какого-либо насилия.

Иное вовлечение лица в совершение преступления террористического характера означает совершение действий, направленных на возбуждение у лица желания совершить преступление, указанное в статье 205.1 УК РФ.

Вооружение или подготовку лица в целях совершения преступлений террористического характера образуют те действия, которые связаны с предоставлением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, проведением с лицом специальных занятий.

Под финансированием терроризма в Уголовном кодексе Российской Федерации понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений террористической направленности.

Ответственность за данные преступления строгая, санкция статьи 205.1 УК РФ предусматривает в качестве наказания лишение свободы на срок вплоть до пятнадцати лет.

 

5) С 1 сентября 2022 года устанавливается порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности

 

Приказом Минздрава России от 20.05.2022 № 342н утвержден Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, который зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2022 № 68626 и действует с 1 сентября 2022 года.

Согласно данному Порядку, освидетельствование проводится врачебной комиссией, создаваемой для проведения психиатрического освидетельствования в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по психиатрическому освидетельствованию.

Освидетельствование проводится в обязательном порядке на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления и с учетом заключений, выданных по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных статьей 220 Трудового кодекса РФ (при их наличии).

По результатам заключение выдается работнику и направляется работодателю.

В приложении указаны виды деятельности, при осуществлении которых проводится освидетельствование (всего 17 видов, такие как, управление транспортом, производством, транспортировкой, хранением и применением взрывчатых материалов и веществ, проведением аварийно-спасательных работ, педагогической деятельностью и деятельностью в сфере электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и др.).

Приказ действует до 1 сентября 2028 г.

 

 

6) Как включить стаж, отраженный в архивной справке, в пенсионный.

 

Ответ: Сведения о периодах работы, содержащиеся в архивных справках, чаще всего имеют недостатки в виде отсутствия полного отражения фамилии, имени, отчества и даты рождения.

В этом случае гражданину необходимо обращаться районные (городские) суды общей юрисдикции по месту регистрации заявителя с заявлением об установлении факта принадлежности именно ему данного документа.

Государственная пошлина при обращении с указанным заявлением составляет 300 рублей. Льготы по оплате государственной пошлины указаны в статье 333.19 Налогового кодекса РФ.

К заявлению должны быть приложены копии архивных справок, по которым возник спор при определении стажа работы, копию паспорта и иные документы, где содержатся полное фамилия, имя, отчество и дата рождения (к примеру, ИНН, СНИЛС, свидетельство о рождении, военный билет, водительское удостоверение и т.п.).

Основанием для рассмотрения заявления являются нормы статьи 264 Гражданского процессуального кодекса РФ («Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение»).

 

7) С 1 сентября 2022 г. вступают в силу изменения в правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)

 

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2022 № 932 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 № 796» установлено, что с 1 сентября 2022 г. вступают в силу изменения в правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста).

Данным постановлением установлено, в частности, что удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) и временное удостоверение считаются действительными на территории РФ независимо от места выдачи.

По желанию заявителя в дополнение к удостоверению тракториста-машиниста (тракториста) на бумажном носителе может быть выдано удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) в виде электронного документа. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) в виде электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного инженера-инспектора органа гостехнадзора. Оформление удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в виде электронного документа осуществляется при наличии технической возможности Единого портала и (или) региональных порталов, а также информационных систем, используемых органами гостехнадзора.

Сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами, и лицах, лишенных права управления транспортными средствами, а также информация о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста) вносятся или направляются органом гостехнадзора в федеральную государственную информационную систему учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Государственная услуга по приему экзаменов на право управления самоходными машинами и выдаче подтверждающих право на управление самоходными машинами удостоверений может предоставляться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

После успешной сдачи экзаменов на право управления самоходными машинами на едином портале и (или) региональных порталах обеспечивается возможность записи заявителя на прием в орган гостехнадзора для получения удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) на бумажном носителе.

Настоящее постановление действует до 1 сентября 2028 г.

 

 

8) Как оформить отпуск без сохранения заработной платы (за свой счет)?

 

Ответ: Инициатива предоставления отпуска без сохранения заработной платы (подача заявления) должна исходить от работника (часть 1 статьи 128 Трудового кодекса РФ). Работодатель по закону не может отправить работника в такой отпуск из-за уменьшения объема работ или финансовых трудностей в организации.

При оформлении отпуска без сохранения заработной платы работодателю следует удостовериться, не относится ли работник к числу лиц, которым такой отпуск    предоставляется в обязательном порядке.

Так, согласно ст. 128 ТК РФ работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы: - участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году; - работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году; - родителям  и  женам  (мужьям)  военнослужащих,  сотрудников  органов внутренних  дел,  федеральной  противопожарной  службы,  таможенных органов,  сотрудников  учреждений  и  органов  уголовно-исполнительной системы,  органов  принудительного  исполнения,  погибших  или  умерших вследствие  ранения,  контузии  или  увечья,  полученных  при  исполнении обязанностей  военной  службы  (службы),  либо  вследствие  заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), - до 14 календарных дней в году; - работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году; - работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней.

Приведенный перечень случаев, когда работодатель обязан предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы (за свой счет), не исчерпывающий. Это подтверждается, в том числе, положениями абзаца 7 части 2 статьи 128 ТК РФ.

Отпуск без сохранения заработной платы оформляется работодателем при наличии от работника соответствующего заявления (часть 1 статьи 128 ТК РФ). Дистанционный работник может направить его, например, в форме электронного документа (ч.6 ст. 312.3 ТК РФ).

При этом уход работника в отпуск без сохранения заработной платы всего на один день, документально оформляется так же, как и аналогичный отпуск на несколько дней, без каких-либо особенностей.

 

9) Об изменениях в Федеральный закон «Об оружии»

 

С 29.06.2022 вступают в силу ряд изменений, внесенных Федеральным законом от 28.06.2021 № 231-ФЗ в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Так, новыми положениями повышен минимальный возраст, дающий право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны с 18 лет до 21 года.

Исключением являются: лица, прошедшие либо проходящие военную службу; граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, граждане Российской Федерации, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами в местах традиционного проживания, а также граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, и работники юридических лиц с особыми уставными задачами. Указанные лица имеют право приобретать охотничье оружие по достижении возраста 18 лет.

Право на приобретение газового оружия, спортивного оружия, охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом для занятий спортом, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, будут иметь граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Гражданам Российской Федерации, получившим лицензию на приобретение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, до истечения первых двух лет владения таким оружием не разрешается приобретать в целях самообороны или охоты огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, имеющее более двух стволов или магазин (барабан).

Вводятся дополнительные основания для отказа в выдаче лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия. Отказ получат граждане: - имеющие снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением (использованием) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов; - имеющие снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия; - имеющие снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма; - имеющие снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней); - два и более раза осужденные за совершение преступления; - привлеченные к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, а также привлеченным к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

 

 

10) Я получил травму на работе в результате несчастного случая. Был не трезв в тот момент, и поэтому меня хотят признать виноватым. Прав ли в таком случае работодатель?

 

Ответ: Появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения является дисциплинарным проступком. За который работодатель может наложить на работника дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (пункт 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ).

Кроме того, в соответствии со статьей 76 ТК РФ работника, появившегося на работе в таком состоянии, работодатель обязан отстранить от работы, либо не допускать к работе.

Однако, если работодатель по каким-то причинам не отстранил такого сотрудника от работы, и с ним произошел несчастный случай на производстве, то комиссия по расследованию несчастного случая должна установить: как связано нахождение работника на работе в нетрезвом состоянии с происшедшим с ним несчастным случаем. А также, являлось ли это грубой неосторожностью со стороны работника, которая содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью в результате несчастного случая на производстве, или нет.

 

11) Об ответственности за управление электросамокатами лицами, не имеющими водительского удостоверения

 

С появлением услуги по краткосрочной аренде электросамокатов участились случаи травматизма, в том числе детского, а также дорожно-транспортных происшествий с их участием.

В этой связи, приобретая в пользование или аренду электросамокат, необходимо помнить, что значительная часть из них обладает мощностью более 0,25 кВт, что подразумевает обязательное наличие водительского удостоверения категории «М».

Права этой категорией предоставляются лицам, достигшим 16 лет. Несоблюдение указанных требований влечет установленную законом ответственность, а именно: - за управление электросамокатом в отсутствие водительского удостоверения частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; - за управление электросамокатом без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме статьей 12.6 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей.

Кроме того, в случае управления электросамокатом лицом, не достигшим возраста 16 лет, может быть рассмотрен вопрос об ответственности его родителей и иных законных представителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, которая предусмотрена статьей 5.35 КоАП РФ в виде штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

 

12) Право мужчин, одиноко воспитывающих детей, на материнский (семейный) капитал  

 

01.05.2022 вступил в законную силу Федеральный закон от 30.04.2022 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ).

Внесенными изменениями предусмотрено право мужчин на дополнительные меры государственной поддержки за счет средств материнского (семейного) капитала, дающих возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.

 Так, в силу п. 6, 7 ч. 1. ст. 3 Закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: - мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;  - мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у указанной категории мужчин в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей.

Кроме того, изменениями предусмотрен переход права на дополнительные меры господдержки к детям в равных долях, в частности в случае смерти мужчины, лишения его родительских прав, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления.

 

13) Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг

 

В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011            № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», внесены изменения в федеральное законодательство, в соответствии с которыми сокращен срок оплаты по договорам с субъектами малого и среднего предпринимательства, заключенных в целях исполнения требований Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Теперь оплатить товары (работы, услуги) по таким договорам (или отдельным этапам договора) необходимо в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке.

Если установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, то в документацию включается обязательное условие о том, что срок оплаты по договорам с ними составляет не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке.

Указанные изменения введены постановлением Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

14) Установлена административная ответственность за нарушение запрета на публичное отождествление СССР и нацистской Германии

 

Федеральным законом от 16.04.2022 № 103-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно включенной в КоАП РФ статье 13.48, нарушение установленного федеральным законом запрета в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", отождествления целей, решений и действий руководства, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси, установленными приговором Нюрнбергского трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, а также отрицание решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы, влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 1 до 2 тыс. рублей либо административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 2 до 4 тыс. рублей; на юридических лиц - от 10 до 50 тыс. рублей.

За повторное совершение указанного правонарушения предусмотрены увеличенные размеры штрафных санкций, включая дисквалификацию для должностных лиц и административное приостановление деятельности - для юридических лиц.

15) Упрощен порядок предоставления земельных участков российским гражданам и организациям

 

Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается регионом.

Кроме того, в том числе допускается продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения ЛПХ за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду гражданину, при условии отсутствия информации о выявленных и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка.

 

16) Порядок уведомления государственным и муниципальным служащим о возникшем конфликте интересов

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции государственные и муниципальные служащие (далее – служащие) обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Конфликт интересов - такая ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества или имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод (преимуществ) непосредственно служащим, его родственниками, супругами, или организациями, с которыми служащий (его родственники, супруги) связаны имущественными, корпоративными или иными отношениями.

Служащий обязан письменно уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Если работодателю стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию. Например, возможно изменение должностного или служебного положения служащего вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей и (или) отказа его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение.

 

 

17) Уголовная ответственность за коррупционные преступления

 

В Российской Федерации в системе мер борьбы с коррупцией определяющим нормативно-правовым актов является Федеральный закон от
25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как установлено данным законом, преступление считается коррупционным тогда, когда имеет место злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Наиболее опасным среди преступлений – взяточничество (статьи с 290 по 291.2 УК РФ). Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Нормы УК РФ за совершение коррупционных преступлений устанавливают виновному наказание в виде штрафа, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно. В то же время наказание, применяемое к преступнику, должно быть соразмерным содеянному.

Кроме санкций норм УК РФ, предусматривающих ответственность за конкретные преступления, на вид и размер назначаемого коррупционерам наказания влияют, такие обстоятельства, как данные о личности виновного (положительные или отрицательные), обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Важно знать, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если «взяткодатель» добровольно сообщил правоохранительным органам о даче взятки. Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

 

 

18) Установлена уголовная ответственность за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации

 

Федеральным законом от 04.03.2022 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в Уголовный кодекс Российской Федерации включена статья 284.2, устанавливающая ответственность за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, совершенные гражданином Российской Федерации после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

Так, призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации либо российских юридических лиц, совершенные гражданином Российской Федерации после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 1 года, будут наказываться штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года либо без такового.

 

19) Будет ли конфликт интересов, если глава сельского поселения заключил контракт на сумму 2 млн. руб. на ремонт местной дороги с подрядной организацией, где директором является его родной сын?

 

В силу ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Данное лицо, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

В силу ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Таким образом, в результате заключения главой сельского поселения контракта на ремонт дороги со своим сыном, возникает конфликт интересов, поскольку его личная заинтересованность в получении дохода организацией, которую возглавляет близкий родственник, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В связи с этим на главе сельского поселения лежит обязанность уведомить работодателя о возможном возникновении конфликта интересов.

 

 

20) Какая ответственность работодателя предусмотрена за отказ оформить трудовые отношения?

 

Ответ: Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрены основания возникновения трудовых отношений. В соответствии с частью 3 статьи 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают не только на основании заключенного трудового договора, но и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается (часть 4 статьи 16 ТК РФ).

Таким образом, работник вправе требовать, в том числе в судебном порядке, заключения с ним трудового договора в письменной форме. Действия же работодателя, направленные на отказ от оформления письменного трудового договора и оплаты работнику фактически отработанного им времени, не соответствуют действующему трудовому законодательству.

Согласно пункту 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также предусмотрена ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор). Совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (пункт 3 статьи 5.27 КоАП РФ).

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 указанной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, также влечет административную ответственность в виде штрафа либо дисквалификацию для должностных лиц.

 

 



21 июня 2022
13:24
Поделиться
;