Профилактика рискованного поведения подростков
Как подростки удовлетворяют потребности своего развития? Они экспериментируют, самоутверждаются и исследуют. Рискованное поведение всегда направлено на освоение окружающего пространства и понимание того, где его предел. Подросток экспериментирует, чтобы узнать себя лучше, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что становится взрослым; повысить степень самостоятельности: «могу и решаюсь» и, наконец, просто потому, что это круто, здорово, прикольно…
В рискованном поведении есть опасные стороны подростковых экспериментов, которые видны обычно только взрослым. Во-первых, ни в каком другом возрасте человек не экспериментирует в стольких областях с таким маленьким багажом знаний и опыта, а во-вторых, эмоциональный склад подростков таков, что они часто бывают неспособны вовремя остановиться.
Самое главное - насколько свобода подростков, обусловленная реализацией рискованного поведения, сочетается с их способностью соблюдать границу между оправданным и неоправданным риском.
Основная задача - понять, какой риск и какая его степень полезна и способствует развитию личности, а какая создает угрозу для здоровья.
Родителями всегда движет стремление уберечь своего ребенка от опасностей и несчастных случаев. Но если всегда избегать риски, можно вообще не переходить улицу ни на зеленый, ни на красный свет, потому что это всегда опасно.
Подростки не виноваты в своем неадекватном поведении, как говорят медики, мозг подростка устроен таким образом, что они чувствуют биологическую потребность рисковать. Однако незрелость нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации, объясняет трудность или даже невозможность принятия взвешенных, разумных решений в эмоционально насыщенной ситуации, особенно в присутствии сверстников. А поскольку подростки не могут думать как взрослые, им не всегда понятна логика наших запретов и поступков.
Отсюда беспричинные взрывы эмоций, обидчивость, демонстративное поведение. Подростки предпочитает действия с высоким уровнем эмоционального напряжения, склонны к импульсивным поступкам, включая экспериментирование с наркотиками и алкоголем, редко думают о возможных негативных последствиях своего поведения и не способны их оценить.
Если у подростка не сформировалось ощущение личной ответственности за себя и свою жизнь, это обычно проявляется в отсутствии целеустремленности, конфликтах с окружающими, неумении выходить из стрессовых ситуаций.
Поэтому, уважаемые родители, если ВЫ заметили что-то непривычное в поведении сына или дочери, не оставляйте без внимания эти моменты, поговорите, объясните, обратитесь за помощью к специалистам.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Комсомольского муниципального округа предлагает изучить памятки для педагогов, которые подойдут и для родителей.